В 1967 году южноафриканский хирург Кристиан Барнард выполнил первую в мире трансплантацию человеческого сердца. А уже через два года кардиохирург из Хьюстона Дентон Кули впервые осуществил полную имплантацию искусственного сердца. В тот день Кули стал звездой мировой кардиохирургии, но в то же время начал одну из самых больших враждеб в истории американской медицины.
На пике своего развития Кули считался наиболее занятым кардиохирургом в США, поскольку он выполнял до 12 операций ежедневно, используя конвейерный подход. Пациентов распределяли в отдельные операционные, где младшие врачи вскрывали им грудь и обнажали сердца. Затем Кули сновал между операционными, чтобы выполнить важнейшую часть каждой операции. Кто-то называл его работу некачественной, а кто-то считал Дентона синонимом медицинского совершенства. О том, как университетская баскетбольная звезда стала легендой мировой кардиохирургии, читайте дальше на i-houston.
Образование
Дентон Артур Кули родился 22 августа 1920 года в Хьюстоне в зажиточной семье. Его отец был успешным дантистом. В детстве Дентон отличался застенчивостью и неуверенностью в себе. Все изменилось, когда мальчик начал добиваться успехов в обучении и спорте, а именно играл в теннис и баскетбол.
После школы поступил в Техасский университет (Остин) изучать зоологию. В вузе юноша стал звездой университетской баскетбольной команды. Сначала планировал присоединиться к стоматологической практике своего отца, а в 17 лет увлекся хирургией. Вдохновил юношу визит в отделение неотложной помощи в Сан-Антонио, где он увидел процесс зашивания ножевых ран.
Вскоре парень перевелся в Университет Джона Хопкинса (Балтимор, штат Мириленд). Медицинское образование Дентона отчасти обеспечивала программа армейской подготовки. В 1944 году он получил степень доктора медицинских наук и остался работать стажером в том же университете.
Первые шаги в медицине
Детские кардиологи Альфред Блэлок и Хелен Таусиг в 1944 году изобрели хирургический метод лечения метгемоглобинемии, или «синдрома синего малыша», – состояния повышенного уровня метгемоглобина в крови. В том же году Кули помог Блэлоку исправить врожденный порок сердца младенца с метгемоглобинемией.
Вдохновленный Блэклоком, Дентон решил сосредоточиться на сердечно-сосудистой хирургии. Даже будучи интерном, Кули поражал своих коллег чрезвычайной скоростью и ловкостью в операционной, что сам объяснял своим спортивным прошлым.

В 1946 году Кули присоединился к службе в армейском медицинском корпусе. Служил начальником хирургической службы в станционной больнице австрийского города Линца, а в 1948 году оставил службу со званием капитана.
Окончив резидентуру в Университете Джона Хопкинса, он остался там преподавать хирургию. В 1950 году отправился в Лондон, где учился у известного британского хирурга Рассела Брока. В 1951-м стал адъюнкт-профессором хирургии Медицинского колледжа Бейлора (Хьюстон). В 1962 году Дентон основал Техасский институт сердца, главным хирургом которого стал семь лет спустя.
Хирургические инновации
Дентон Кули работал в эпоху, когда врачи могли изготавливать собственные устройства и инструменты и использовать их на пациентах без постороннего наблюдения. Комитетов по экспериментам на людях тогда еще не существовало. Поэтому, в такой благоприятной для инноваций среде Кули разработал много широко используемых сердечно-сосудистых процедур и устройств. Например, создал вместе с коллегами искусственные клапаны сердца. С 1962 по 1967 год уровень смертности пациентов после трансплантации клапана снизился с 70 до 8%.

Также Дентон – автор способа уменьшения количества перелитой крови в аппарате «сердце-легкие», который «дышит» за пациента во время операций на открытом сердце. Этот метод снизил частоту таких инфекций, как гепатит В. Изобретение было настоящим прорывом, ведь тогда еще не было вакцины для предотвращения изнурительной и потенциально смертельной инфекции печени. Это также облегчило выполнение хирургических операций пациентам, не выполнявшим переливание крови из-за религиозных убеждений.
Среди других вкладов Дентона в медицину – первая успешная каротидная эндартерэктомия (операция, выполняемая с целью восстановления нарушенного кровотока в сонной артерии), а также методы восстановления больных сердечных клапанов, врожденных сердечных аномалий, аневризм аорты и желудочков. За всю свою жизнь он провел около 115 000 операций на открытом сердце.
Имплантация сердца и рознь с ДеБейки
В 1950-х годах Кули начал сотрудничать с Майклом ДеБейки – пионером хьюстонской кардиоторакальной хирургии, одним из самых влиятельных врачей ХХ века. 60-летние отношения Кули с ДеБейки стали причиной как больших триумфов, так и отчаяния для обоих мужчин.
Первые конфликты начались, когда ДеБейки приступил к работе над аппаратом сердечно-легочного шунтирования, чтобы обездвижить сердце во время операции, однако именно дизайн Кули успешно использовали в методистской больнице при Медицинском колледже Бейлора в 1955 году.
Два больших хирурга тяжело находили контакт из-за несовместимости темпераментов, поэтому в 1960 году Кули перенес свою практику из методистской больницы в St. Luke’s Episcopal Hospital. Он параллельно работал в Texas Children’s Hospital и продолжал преподавать в Медицинском колледже Бейлора, из-за чего постоянно контактировал с ДеБейки.
Новейшие методы хирургического вмешательства на сердце и кровеносных сосудах двух врачей помогли десяткам тысяч пациентов. Однако эти успехи были омрачены 4 апреля 1969 года, когда Кули, работая независимо от доктора ДеБейки, спешно выполнил новаторскую имплантацию искусственного сердца без его разрешения. Это было полукилограммовое устройство из пластика и дакрона, соединенное трубками с пультом управления возле кровати.
В то время доктор ДеБейки и медицинская команда разрабатывали в Медицинском колледже Бейлора искусственное сердце. ДеБейки считал, что тестируемое на телятах устройство еще не готово для испытания на пациентах, однако Кули решил иначе.

ДеБейки чувствовал себя преданным: собственный протеже стал его главным соперником. Это была первая успешная имплантация искусственного сердца человеку в мире. ДеБейки обвинил Кули в совершении неэтичного и «детского» поступка. Кроме того, он утверждал, что, использовав все еще разрабатываемое устройство, он нарушил федеральные правила и поставил под угрозу федеральную поддержку исследований Медицинского колледжа Бейлора.
Так началась 40-летняя вражда, раскрывшая личности и амбиции двух хирургов, завершилась она всего за год до смерти 99-летнего ДеБейки в 2008-м. Кули еще долго объяснял свой поступок врачебным долгом совершить все необходимое для спасения жизни пациента. Им, к слову, стал 47-летний Хаскелл Карп из Иллинойса. Позже Кули также утверждал, что операция была актом патриотизма: он не хотел, чтобы россияне первыми имплантировали полностью искусственное сердце и опередили США.
Искусственное сердце проработало 64 часа – дольше, чем во время испытаний на животных. В это время шли поиски донорского сердца. Когда его наконец-то нашли, Кули провел операцию. Новое сердце поддерживало Карпа еще 32 часа, пока он не умер от пневмонии.
Впоследствии Кули уволился из Медицинского колледжа Бейлора, а Американский колледж хирургов осудил его за несанкционированное использование устройства. На церемонии вручения ДеБейки награды за жизненные достижения от Общества сердечно-сосудистой хирургии Дентона А. Кули хирург Кули сошел со сцены и стал на коленях у ДеБейки, сидевшего в моторизованном скутере. Оба тепло пожали друг другу руки.

Сам Дентон перестал проводить операции в свой 87-й день рождения, но так и не ушел на пенсию, оставаясь активным в Техасском институте сердца как его почетный президент. Умер выдающийся кардиохирург 18 ноября 2016 года в возрасте 96 лет.